Софья Сарьян: «Дедушка всегда оставался связан с Ростовом»

13.09.2025

Он создал и оставил здесь маленькую Армению

  • Фото: Алексей Асмолов

  • Картина «Буйволы» написана в 1903 году, в период увлечения Сарьяна сказочными, первобытными мотивами. В этой работе угадываются донские степи, которые художник любил. «Чёрные буйволы – это образ, который он писал не раз. Для него это было священное животное, символ силы света. Он помнил, что он сын земледельца, и это животное обеспечивало создание хлеба насущного», - рассказала Софья Сарьян.

    Фото: Алексей Асмолов

    Картина «Буйволы» написана в 1903 году, в период увлечения Сарьяна сказочными, первобытными мотивами. В этой работе угадываются донские степи, которые художник любил. «Чёрные буйволы – это образ, который он писал не раз. Для него это было священное животное, символ силы света. Он помнил, что он сын земледельца, и это животное обеспечивало создание хлеба насущного», - рассказала Софья Сарьян.
  • Четыре работы из коллекции музея относятся к периоду с 1910 по 1918 годы..

    Фото: Алексей Асмолов

    Четыре работы из коллекции музея относятся к периоду с 1910 по 1918 годы..
  • «Портрет Т.Н. Яблонской» был написал в поздний период, в 1954 году. В 70-е годы на него музей обменял два ранних натюрморта Сарьяна, которые до сих пор хранятся в Доме-музее художника в Ереване.

    Фото: Алексей Асмолов

    «Портрет Т.Н. Яблонской» был написал в поздний период, в 1954 году. В 70-е годы на него музей обменял два ранних натюрморта Сарьяна, которые до сих пор хранятся в Доме-музее художника в Ереване.
  • В память о своем приезде в Ростов Софья Сарьян оставила единственную прижизненную цветную фотографию художника. Этот портрет сделал канадский фотограф армянского происхождения Гаук. На ней Сарьян запечатлен на фоне своего натюрморта с цветами.

    Фото: Алексей Асмолов

    В память о своем приезде в Ростов Софья Сарьян оставила единственную прижизненную цветную фотографию художника. Этот портрет сделал канадский фотограф армянского происхождения Гаук. На ней Сарьян запечатлен на фоне своего натюрморта с цветами.
  • Софья Сарьян: «Цветы дедушка писал бесконечно. Собирал их в степи, и композицию всегда составлял так, как цветы росли в поле: здесь вы можете видеть сочетание более мелких цветов с крупными. Это сделано для того, чтобы они «звучали». Сарьян говорил: цветы – это лучшее, что дала нам природа. Это чистота, любовь, краски. Художник не может сам придумать то, что создает природа.

    Фото: Алексей Асмолов

    Софья Сарьян: «Цветы дедушка писал бесконечно. Собирал их в степи, и композицию всегда составлял так, как цветы росли в поле: здесь вы можете видеть сочетание более мелких цветов с крупными. Это сделано для того, чтобы они «звучали». Сарьян говорил: цветы – это лучшее, что дала нам природа. Это чистота, любовь, краски. Художник не может сам придумать то, что создает природа.

13.09.2025, /=РО=/На этой неделе донскую столицу посетила внучка выдающегося художника, искусствовед Софья Сарьян, которая уже 32 года работает в Доме-музее Мартироса Сарьяна в Ереване и является его главным хранителем.

Она впервые приехала в город, в котором 145 лет назад родился Мартирос Сарьян. Побывала в Чалтыре, где до восьми лет жил художник, Музее русско-армянской дружбы, который появился в Ростове благодаря Сарьяну, и в Ростовском областном музее изобразительных искусств, у истоков которого тоже стоял Сарьян, где рассказала о картинах  мастера и его жизни людям, влюбленным в его творчество.

Ростовский областной музей изобразительных искусств подготовил к этой встрече выставку одного дня, на которой представил работы Сарьяна из собственной коллекции. В фондах музея — шесть работ, но одна из них сейчас находится в Музее русского импрессионизма. Представленные работы хранятся в музее на Пушкинской, в котором сейчас идет капитальный ремонт. Их отложили заранее, чтобы внучка художника и ростовчане смогли их увидеть.

Директор музея РОМИИ Светлана Крузе отметила, что коллекция музея небольшая, но очень значимая: здесь есть и пейзаж, и натюрморт, и портрет.

— Когда-то я думала: Сарьян великий художник, но некоторые его работы — фантазия, а когда приехала в Ереван, поняла, что это не так, —  сказала она.

Софья Сарьян рассказала, что в Доме-музее в Ереване хранится около 300 работ художника. Кроме того, государственный фонд дополняют работы, которые принадлежат семье. Среди картин дома-музея есть и два ранних натюрморта — цветы и фрукты — из ростовского музея. Их обменяли на портрет Татьяны Яблонской, написанный в саду Сарьяна, в 70-е годы.

— В этом саду особое освещение. Я впервые вижу эту работу в оригинале и это очень трогательно, — сказала внучка художника.

По ее словам, Сарьян всегда оставался связан с Ростовом, это был город его детства. В восемь лет отец привез его в Нахичевань, и еще во время учебы в городском училище у него проявился дар художника, он брал уроки рисования у школьного учителя Бахмутского. После окончания школы он поступил на работу в почтовую контору. Здесь юный Сарьян начал рисовать посетителей. Многие уже тогда восторгались его талантом. Как-то раз он нарисовал пожилого посетителя, и он поднял шум, что юноша занят не тем, чем надо, — рисунок разорвали. Позднее Сарьян говорил, что, наверное, ему было суждено, что его искусство воспринимали так остро: кто-то любил, восторгался им, а кто-то не принимал.

Его старший брат Ованес организовал и финансировал его учебу в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там Сарьян учился у великих художников: Серова, Коровина, Васнецова, Левитана, Архипова.

За свою жизнь он написал около 5 тыс. картин. В семейной коллекции сохранилось более 1 тыс. работ. Его младший сын, Лазарь, отец Софьи Сарьян, тоже хорошо рисовал, но к тому же обладал абсолютным слухом. Мартирос Сарьян сказал ему: «Если ты станешь художником, тебя будут все время сравнивать со мной». И он связал свою жизнь с музыкой, стал композитором, ректором Ереванской консерватории. Как рассказывает Софья Сарьян, сохранился альбом с рисунками папы, сделанными в школьные годы. Среди них есть портрет Арно Бабаджаняна, с которым учился Лазарь. Но есть и художники в роду Сарьяна: его правнучка, Анна Сарьян, стала художницей. Сейчас она живет в Москве.

Благодаря Сарьяну в Ростове осталась цела церковь Сурб Хач. Более того, он помог восстановить ее. Когда храм собирались уничтожить, у него родилась идея создать на его территории музей русско-армянской дружбы, а уже в 2000-х годах экспонаты перенесли в особняк в Нахичевани. В этом здании когда-то была художественная школа имени Врубеля, в которой преподавал Сарьян.

Софье Сарьян было семь месяцев, когда дедушка умер, и ей не удалось пообщаться с ним. Но признается, все, что он выразил через свое искусство, постепенно открывается ей:

— Чем больше я изучаю армянскую национальную культуру, тем больше открываются для меня заложенные в его работах глубинные смыслы. Я почувствовала здесь, что Мартирос Сарьян остался в сердцах людей. Он говорил: где бы армяне не останавливались, они создавали центр своей культуры, маленькую Армению. Сам он такую маленькую Армению создал здесь, в Нахичевани-на-Дону. Люди любят его искусство, полное света и любви так же, как он любил людей, мир. На творчество Мартироса Сарьяна вдохновляли солнце, краски, природа. Он говорил, что больше всего на свете любит солнце, и это солнце есть и здесь, на донской земле.

Теги: 

Читайте также

Фото: пресс-служба администрации Ростова-на-Дону

15.11.2025220

Фото: Ростовский областной музей изобразительных искусств

12.10.2025385