«Трактор» и «Волны революции»

26.11.2025

Одному из символов Ростова — зданию театра имени М. Горького исполнилось 90 лет

  • Фото: Алексей Асмолов

  • Проект-победитель конкурса
    Проект-победитель конкурса
  • Проект, принятый к реализации
    Проект, принятый к реализации
  • Нереализованный проект Театрального спуска
    Нереализованный проект Театрального спуска
  • Так Театральный спуск выглядит сегодня

    Сергей Иванов

    Так Театральный спуск выглядит сегодня
  • Создатели проекта и строители театра
    Создатели проекта и строители театра
  • Довоенное фото
    Довоенное фото
  • Драмтеатр им. Горького в наши дни

    Фото: Алексей Асмолов

    Драмтеатр им. Горького в наши дни
  • Фасад с горельефами

    Фото: Сергей Иванов

    Фасад с горельефами
  • Горельеф работы Сергея Королькова

    Фото: Алексей Асмолов

    Горельеф работы Сергея Королькова
  • Горельеф работы Сергея Королькова

    Фото: Алексей Асмолов

    Горельеф работы Сергея Королькова
  • Горельеф работы Сергея Королькова

    Фото: Алексей Асмолов

    Горельеф работы Сергея Королькова
  • Горельеф работы Сергея Королькова

    Фото: Алексей Асмолов

    Горельеф работы Сергея Королькова
  • Горельеф работы Сергея Королькова

    Фото: Алексей Асмолов

    Горельеф работы Сергея Королькова
  • Горельеф работы Сергея Королькова

    Фото: Алексей Асмолов

    Горельеф работы Сергея Королькова

26.11.2025, /=РО=/«Величественный театр глядит далеко за город, пересекая взглядом спокойные воды Дона, словно всматриваясь в безбрежные степи Азово-Черноморья, словно чуя за ними необъятные просторы родины…» — такими словами начинается книга «Ростовский Драматический театр имени Максима Горького» — редкое конструктивистское издание 1935 года, материалы которого составляют основу исторической части музея театра.

Книга эта интересна тем, что писалась она непосредственными участниками и свидетелями «стройки века» и содержит уникальные фотоматериалы, документы, живые воспоминания современников.

Для Ростова строительство одного из крупных по тем временам театральных зданий Европы, было таким же знаковым событием, как сооружение метро в Москве. Эти события не только проходили в одно и то же время, но и имели общую идеологию — продемонстрировать миру преимущества социалистического строя, государства рабочих и крестьян. И в полуголодной и ещё не в полной мере восстановленной после Гражданской войны стране создавались величественные объекты «для народа», не уступающие дворцам ушедшей эпохи. Не случайно, в упомянутой книге говорится, что в царской России с начала ХХ века не было построено ни одного театра, а Ростовский драмтеатр стал первым театральным зданием, построенным в СССР до войны с нуля. И строился он, без преувеличения, всей большой страной.

Победил «Красный мак», а построили «Волны революции»

В конце 1929 года Ростовский городской совет принял постановление о начале строительства нового театра в городе с такой формулировкой: «признать состояние театрального дела в Ростове-на-Дону совершенно катастрофическим в силу отсутствия годного театрального помещения». 

В 1930 году был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект ростовского «театра массового действия», в котором предусматривалось сразу два параллельно работающих зала: драматического и концертного.

По условиям конкурса каждый проект должен был иметь название (лозунг). На конкурс были представлены 25 проектов, из них 17 были отобраны для публичного обсуждения.

Идея настолько заинтересовала общественность, что в обсуждении проектов изъявили желание участвовать известные театральные деятели: В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, Е.О. Любимов-Ланской, режиссёры ведущих театров страны, видные художники и архитекторы.

В конкурсе победил проект «Красный мак» архитекторов из Москвы — отца и сына   Г. Б. и М. Г. Бархиных, при участии младшего брата Б. Г. Бархина (первая премия). Но с учётом не всегда удачного опыта претворения в жизнь конкурсных проектов-победителей, параллельно были заказаны ещё два проекта. В том числе — академику архитектуры В. А. Щуко и его ученику и соавтору профессору-архитектору В. Г. Гельфрейху.

Они спроектировали театр в господствующем в те годы стиле «конструктивизма», характеризующемся герметичностью и лаконичностью форм, главным качеством которого являлась функциональность. Проект был признан более удачным, чем призовой, и утверждён к исполнению. Он получился почти фантастическим, и как нельзя лучше, вписывался в облик новой парадной площади Революции: имел встроенную в объём здания трибуну для торжественных мероприятий и два зала — театральный и концертный, причём оба можно было использовать как для драматических спектаклей, так и для оперы. В отличие от проекта Бархиных, концертный зал не имел своего выделяющегося объёма, а был «спрятан» в гигантском белокаменном «лбу» (40х40 м), на котором можно было проецировать фильмы. Полуциркульные пандусы, восходящие к открытой трибуне, органично связывали объём здания с площадью.

Почему театр построили на «окраине», а не в центре?

Не менее важным наряду с выбором проекта был вопрос места расположения нового театра. Вначале рассматривалась площадь между проспектами Ворошиловский и Соколова. Но в период проектирования она уже была отдана под строительство Дома Советов (ныне — здание Правительства Ростовской области). Вторым вариантом была идея построить театр в угловой части городского сада, на участке между улицами Пушкинская и М. Горького. Однако необходимость сноса при этом целого квартала жилых домов и неблагоприятные условия для строительства в этом месте заставили отвергнуть этот вариант.

Место окончательного выбора — на пустыре между объединяющимися городами Ростовом и Нахичеванью — имело немало противников, которых пугало расположение будущего театра не в центре, а на бывшей «окраине». Но на самом деле это место являлось геометрическим центром будущего Ростова. А выбранный проект предусматривал спуск к Дону от театра по Аллее искусств, обустроенной фонтанами, скульптурными группами и зонами отдыха. Проект театрального спуска к Дону на месте жилых бараков строителей подготовил архитектор Леонид Эберг. А начальником строительства театра стал Александр Стамблер, курировавший параллельно ещё несколько построек в Ростове. Он же позже стал первым директором драмтеатра.

Таких масштабов строительства Ростов тогда не знал

С определением места расположения театра и серьёзной подготовкой к строительству в 1931 году стало очевидно, какой невероятно трудной будет эта стройка. Впервые в Ростове возводилось здание, при сооружении которого старые принципы работы не годились. Ещё на этапе постройки здание поражало размерами и необычностью форм. Сочетание стекла, мрамора и гранита было непривычным и требовало нового профессионального подхода. Овладевать техникой крупного строительства приходилось в процессе работ, ибо никто из руководителей стройки ранее не имел опыта по возведению здания такого масштаба. В процессе работы отдельные детали первоначального проекта В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха не раз менялись. Постройка такого здания стала своеобразным университетом для его командного состава и полуторатысячной армии рабочих.

С первых дней работы, становилось ясно, что в первоначально установленный срок — полтора-два года — не уложиться: не хватало выделяемых средств, материалов, и особенно остро стояла проблема кадров — специалистов набирали по всей стране. Так, главный инженер стройки Николай Каныгин пригласил работавшего в мраморных карьерах в Крыма знаменитого мастера по шлифовке камня Боровкова, а тот увлёк за собой целую семью камнетёсов Шиляковых. Из Одессы вызвали известных реставраторов театрального зодчества Марьина и Куликова.

Комсомольские бригады (аналог стройотрядов) на месте обучались мастерству облицовки и шлифовки камня, полировки дерева, производства мебели.

Были организованы разработки гранитных и мраморных карьеров на Урале и в Крыму. В Вологодской области стройка имела свою лесную делянку, а привезённый оттуда кругляк обрабатывали на месте. В одной из станиц Дона организовали кирпичное производство. К стройплощадке даже проложили железнодорожную ветку. Непосредственно на месте запустили собственную лесопилку, организовали распил мрамора, полировку зеркального стекла, создали медно-литейный, деревообделочный и мебельный цеха, механическую и слесарную мастерскую. Металл выплавлялся из промышленных отходов нескольких заводов страны. Создание собственного производства на стройке дало неплохую экономию средств.

В основу стройки было положено использование всех достижений строительной техники. Вопросы вентиляции и отопления разрабатывала специальная группа инженеров-теплофикаторов. Электрооборудование и вся световая аппаратура устанавливались по проекту ленинградского отделения ВЭО под руководством инженера Демченко. Разработка проекта механизации сцены принадлежит крупнейшему специалисту в этой области — ленинградскому инженеру В. С. Эскузовичу.

Все сложные механизмы изготавливались также на месте: вращающаяся сцена, противопожарный занавес с подъёмником и другие.

СТРОЙКА В ЦИФРАХ

  • На строительстве Ростовского драмтеатра были заняты свыше 1 тыс. рабочих, более 70 инженеров и архитекторов.
  • Объём здания составил 220 тыс. кубометров.
  • На сооружение театра ушло 500 вагонов металла, 8 млн штук кирпича, 8 тыс. кв. м инкерманского камня, 3 900 кв. м мрамора. 3 тыс. кв. м гранита и лабрадора, сотни кубометров древесины, 230 км провода.
  • Для обеспечения потребностей стройки построена электроподстанция, по мощности равная всей генерации дореволюционного Ростова.
  • Все используемые при строительстве материалы и оборудование были отечественного производства.
  • Стоимость проведённых работ оценивалась в 20 млн рубелей.

«Трактор» или «волны революции»?

«Каменный грудастый трактор с гусеницами из стекла и ослепительным мраморным радиатором… Тяжёлый каменный корпус рвётся вверх, а легчайшие стеклянные галереи отрезвляюще неподвижны… Так выглядит новый драматический театр в Ростове… В четыре года Ростов выстроил один из лучших театров страны», – писали газеты того времени.

Внешне здание действительно напоминает гусеничный трактор — символ первой пятилетки. Но в книге об истории строительства театра такой аналогии нет. Напротив, замысел архитекторов описывается как памятник французской и русской революциям, символами которого стали два стеклянных, выступающих вперёд пилона. Эту идею усиливают украсившие центральную часть главного фасада уникальные горельефы «Гибель Вандеи» и «Железный поток» тогда ещё молодого художника и скульптора Сергея Королькова. В этом году отмечалось его 120-летие. Мастер был выходцем из донских казаков, не принявших Октябрьскую революцию, он до конца жизни в эмиграции не скрывал своих антисоветских взглядов. В горельефах он с большой художественной силой показал яростное напряжение сплетённых в смертельной схватке тел людей и лошадей, жестокость гражданской войны.

В эту пору Сергей Корольков работал и над скульптурной композицией главного фасада строившейся гостиницы «Ростов» (ныне Marins Park Hotel). Им же совместно с выдающимся скульптором Евгением Вучетичем создана и фонтанная композиция «Богатырь» рядом с этой гостиницей.

                                                                                  ***

Новый театр распахнул свои двери перед ростовчанами и гостями города 29 ноября 1935 года. Зрительный зал вмещал 2,2 тыс. человек, был ещё и концертный зал на 825 человек, в оркестре могли разместиться 100 музыкантов, площадь сцены превышала 1,1 тыс. кв. м, театр был оснащён по последнему слову техники.

В годы войны здание сильно пострадало.  Фашисты не пощадили великолепие недавно выстроенного театра, и перед отходом из Ростова в 1943 году взорвали его изнутри, уничтожив уникальные интерьеры. Восстановить здание театра смогли лишь спустя 20 лет, в 1963 году. При этом его площадь уменьшилась, были перестроены зрительные залы, изменено убранство холлов, а с тыльной стороны здания появился «Зелёный театр».

Но и по сей день Ростовский драмтеатр, который ещё во время строительства, в 1933 году получил имя Максима Горького, остаётся архитектурной жемчужиной донской столицы, одной из ярких достопримечательностей Ростова.

Добавим, что макет здания ростовского театра представляет Россию в музеях архитектуры Лондона и японской Осаки в качестве одного из шедевров мировой архитектуры.