Не 100, а 150: в этом году оперетта в Ростове отметила свой юбилей

21.12.2019
Фото: Ольга Возлюбленная

21.12.2019, /=РО=/В этом году музыкальная комедия в Ростове отмечает юбилей. По некоторым данным, свой отсчёт на донских берегах она ведёт с 1919 года. Однако, как выяснил доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории Александр Селицкий, в этом году оперетта на Дону отмечает не 100-летие, а 150-летие. О том, как появилась музкомедия в Ростове, как она развивалась и почему вышла такая путаница с датами, профессор рассказал корреспонденту «РО».

Оперетта и музыкальная комедия — это тождественные понятия. «Оперетта» — слово французское, буржуазное, поэтому в Советском Союзе почти все театры оперетты назывались театрами музкомедии.

В кабинет Александра Селицкого в Ростовском музыкальном театре захожу с уверенностью, что поговорим мы о столетии музкомедии в Ростове. Но при первом же моём упоминании 1919 года получаю однозначный ответ: 1919 год как год рождения театра музыкальной комедии в донской столице — это миф.

— Я читал те же источники, что и вы. Эта дата переходила из одного сайта в другой. Но источник, откуда она взялась, не указывался, — говорит Александр Селицкий. С целью узнать, почему именно 1919 год считается годом основания в Ростове театра музкомедии, где и кем он был открыт, он отправился в библиотеки и архивы.

Развеянный миф

1919 год. Идёт Гражданская война, недавно завершилась Первая мировая война. В такой обстановке не до открытия нового театра. Между тем театр процветает, но театр частный. В газетах 1919 года Александр Селицкий нашёл и афиши, и рецензии на спектакли. Но только не то, что искал, — сообщение о событии, которое послужило бы началом работы театра музкомедии в Ростове. В поисках истины исследователь пошёл дальше и обнаружил, что и в 1918, и в 1917, и в 1916 годах музкомедия в городе уже была.

— В 1919 году ничего не происходило такого, чего бы не было в предыдущие годы, — уверяет Александр Селицкий. Так «добрался» он до 1869 года, когда в Ростове были показаны первые опереточные спектакли.  

Фигура исключительного значения в истории ростовской оперетты и в целом Ростовского музыкального театра — Григорий Вальяно, первый антрепренёр, который создал в Ростове стационарную опереточную труппу. В 1865 году он арендовал Гайрабетовский театр: это была бревенчатая низкая постройка на 420 мест с коптящей люстрой (сегодня на месте этого театра стоит здание Ростовской-на-Дону городской Думы и администрации Ростова). На сцене театра показывали французскую оперетту: «Елена Прекрасная», «Орфей в аду» и другие. Кумиром Вальяно был французский композитор Жак Оффенбах. Вальяно ездил в Париж, привозил оттуда ноты, либретто и кое-как переводил на русский язык. Репертуар был громадным, обновлялся быстро, чтобы зритель не пресыщался.

Фото: ru.wikipedia.org/wiki/Гайрабетовский_театр
Гайрабетовский театр

Труппа Вальяно просуществовала семь лет — это абсолютный рекорд для того времени. Несмотря на то что театр был очень успешным, Вальяно приходилось тратить на его содержание собственные деньги. В итоге театр прогорел.

— Но на его место пришли другие. Люди почувствовали, что оперетта здесь, на донских берегах, будет пользоваться спросом, — говорит Александр Селицкий.

В те времена театр был не тем, что сейчас. Здания театров арендовали частные предприниматели — антрепренёры. Они же собирали труппу, составляли репертуар и делали всё, чтобы привлечь зрителей. Труппы создавались и распадались стремительно. Эта хаотичная система существовала не только до революции, но и в той или иной мере на протяжении 1920-х годов.

— Судя по всему, власть Советов закрывала на это глаза. При этом не могло быть театра, который никому не подчиняется, никому не отчитывается, — отметил Александр Селицкий.

Всё это завершилось огосударствлением театра.

Фото: из архива Алескандра Селицкого
Григорий Вальяно

В 1920-х годах театральная жизнь в Ростове была активной. К концу второго десятилетия 20 века были все предпосылки для создания театра: артистические силы и готовность публики, которая уже больше полувека «жила» с опереттой. Оперетта была едва ли не самым успешным из всех театральных жанров.

Театр становится государственным

Это произошло в 1931 году. Газета «Молот» от 8 января пишет: «Музыкальная комедия. Последние три спектакля». А в конце месяца анонсирует открытие Госмузкомедии (она принадлежала Центральному управлению государственных цирков и зрелищных предприятий) и премьеру спектакля «Полярные страсти» на музыку Дунаевского и Оранского. Первая постановка Госмузкомедии увидела свет 29 января. А датой рождения театра считается 26 января 1931 года. Что произошло в этот день, по словам Александра Селицкого, неизвестно.

Фото: из архива Александра Селицкого

— Я не нашёл ни так называемых учредительных документов, где было бы написано, что такой-то государственный орган учреждает государственный театр, ни каких либо пересказов такого документа, — говорит искусствовед. — Я искал в государственном архиве Ростовской области, где мне сообщили, ссылаясь на буклет, подготовленный к пятилетию театра, что днём основания считается 26 января 1931 года. Но что произошло 26-го числа, если мы твёрдо знаем, что первые спектакли были 29-го? Думаю, был издан какой-то приказ. Наш архив сделал запрос в центральный, но там тоже не было этой информации. Для меня это остаётся тайной, но я не теряю надежды. Знаете, как это бывает: затерялось распоряжение между двух листов совершенно другого архивного дела…

В начале 1930-х годов театр обладал огромным запасом классических и околоклассических произведений. Но советская власть повлияла на его репертуар: обязательно должны были ставиться оперетты с советским сюжетом. Приходилось такие произведения создавать.

— Во всех отчётах говорится, что примерно половина спектаклей, поставленных за сезон, — это советские оперетты, — отмечает Александр Селицкий.

Несмотря на это, классика продолжала жить на ростовской сцене.

Где располагался театр музкомедии в 1931 году? Узнаём из афиш, программок и объявлений, что театр был создан, а помещение ему не предоставили. Это было в порядке вещей. Труппа выступала в различных клубах, которых в Ростове было десятки. Начинали они в «Мюзик Холле», который располагался в городском саду (сегодня парк Горького) в Летнем клубе приказчиков.

Скитание по клубам продолжалось четыре года. А в 1935 году труппа отметила новоселье в Большом театре (бывший театр Машонкиных), который находился на месте современного цирка. Там музкомедия пробыла до 1942 года.

Неугасаемая оперетта

Однажды появившись на Дону, оперетта даже в годы войны не хотела уходить со сцены. Труппа музкомедии в 1942 году планировала уехать на гастроли, но уехала в эвакуацию. Поехали в Орджоникидзе (Владикавказ), Махачкалу, через штормовой Каспий перебрались в Ашхабад. Большую часть эвакуации труппа провела в Перми и успела завоевать расположение публики и властей. Но при первой же возможности она вернулась в Ростов. С того момента (1943 год) музкомедия поселилась в здании на улице Книжной (сейчас — улица Серафимовича) и прожила там до 1999 года.

Фото: из архива Александра Селицкого
Клуб приказчиков на Серафимовича, где когда-то располагался театр музкомедии.

Во время войны художественным руководителем театра был Борис Бенский. Его заслуга колоссальна — он не только сохранил труппу в хорошей форме, но и привёз её в Ростов.

После войны в театре ставили советскую классику: «Свадьба в Малиновке», «Шумит Средиземное море», «Москва — Черёмушки». Нельзя сказать, что во время «оттепели» сильно изменился репертуар. Просто поменялась сама атмосфера: у зрителей и артистов исчез страх, что ночью позвонят в дверь и уведут родных.

Вся дальнейшая история музкомедии в Ростове — это история роста и развития. На протяжении многих лет оперетта оставалась единственным жанром музыкального театра в городе.

В своей книге «Ростов и оперетта: 150 лет вместе» Александр Селицкий пишет: «30 мая 1999 года артисты вышли на сцену в последний раз, чтобы торжественно закрыть 68-й сезон и попрощаться со своим Домом. В сентябре коллектив переселился на Большую Садовую, где влился во вновь созданную труппу Ростовского музыкального театра».

Сегодня оперетта занимает достойное место в репертуаре музтеатра. В афише можно встретить как классические, так и советские произведения: «Бабий бунт», «Белая акация», «Весёлая вдова», «Сильва», «Летучая мышь», «Принцесса цирка» и другие.

Теги: