«Ростов официальный»

Как заработать на заботе о природе

Анна Кобыляцкая  № 32 (1185) от 09.08.2017  СФЕРА ИНТЕРЕСОВ
Как заработать на заботе о природе
С чем у вас ассоциируются словосочетания «курс на экологию», «экологичное производство», «эколого-ориентированный бизнес»? Очистительные фильтры на трубах, современное оборудование, несколько недавно высаженных деревьев. Угадала? А если вы — предприниматель, то плюс к этому у вас в голове всплывёт предупреждающая табличка — «дополнительные затраты». Но это в том случае, если вы ничего не слышали об экологическом менеджменте. А экоменеджмент как раз про то, как, заботясь об экологии, получить выгоду. Точнее, наоборот: как, думая о выгоде, улучшить экологию. По сути, это новый этап в развитии системы управления. На Западе экологический менеджмент активно применяет бизнес, а в некоторых странах он внедрён на государственном уровне. В России же пока встречается в единичных случаях. Об этом «РО» рассказал кандидат экономических наук, доцент факультета управления ЮФУ Роман Володин.

— Роман, что такое «экологический менеджмент» и когда он появился?

— Понятие «экологический менеджмент» было сформировано в начале 90-х годов прошлого века. Тогда международное сообщество бизнесменов заговорило о том, что бизнес должен стать эколого-ответственным, потому что именно он формирует потребности людей и является главным источником загрязнения окружающей среды. До этого времени речи о бережном отношении к окружающей среде со стороны предпринимателей не шло. Природа эксплуатировалась и эксплуатировалась.

В основу экологического менеджмента лёг менеджмент качества. По сути, к четырём составляющим этой системы управления (планирование — действие — проверка — корректировка) добавилась ещё экологическая политика. То есть экоменеджмент — это планирование деятельности компании через призму её экологических аспектов.

— А как это происходит на практике?

— Формируется реестр, где расписывается, какие аспекты, связанные с воздействием на окружающую среду, есть у компании. Например, много твёрдых бытовых отходов, загрязнение воды или потребление электричества в больших объёмах. Дальше фиксируется, в каком бизнес-процессе данный аспект проявляется, какие документы, нормативы и органы это контролируют, прописываются штрафы. После этого происходит оценка этих экологических аспектов по определённым показателям: масштаб воздействия, интенсивность (тяжесть) воздействия, вероятность воздействия, продолжительность воздействия. Далее эти показатели перемножаются, и получается фактор значимости экологического аспекта. Чем выше данный показатель, тем фактор наиболее значим для компании и сильнее влияет на окружающую среду.

После того как всё это выявлено, организация получает определённый план действий, который учитывает особенности деятельности организации и её возможности для реализации эколого-ориентированных инициатив. Данный алгоритм действий необходим, чтобы компания поняла, что она загрязняет и сколько она может сэкономить, если эти загрязнения уменьшить.

— А что в экоменеджменте на первом месте — экология или экономия?

— Открою один секрет: для всего бизнеса понятие «экология» не сильно важно. Любому бизнесмену нужны деньги. Руководителей бизнеса можно заинтересовать чем-то, только показав реальную выгоду от каких-либо действий. Сегодня экология, на мой взгляд, — это последнее, на чём могут сэкономить организации. До этого бизнес научился сокращать издержки буквально на всём: мы умеем суперэффективно использовать персонал, территорию, оборудование и т. д. Теперь слово за экологией. На Западе применение экологического менеджмента даёт компаниям большие преимущества: эколого-ориентированная деятельность — это хороший пиар, экономия на штрафах, поддержка и большие субсидии со стороны государства. На сегодняшний день издержки снижать можно огромным количеством способов. Как мне кажется, экологический менеджмент является самым комплексным и эффективным из них.

— Какие организации используют методы экоменеджмента?

— Самый простой пример — компания Apple. Они были одними из первых, кто стал упаковывать телефоны в маленькие коробочки. (Если вы помните, раньше маленькие телефоны продавали в громоздких коробках с кучей бумажек.) Таким образом, с точки зрения экологии они стали меньше использовать бумаги, а с точки зрения бизнеса начали экономить на упаковке, смогли добиться снижения логистических издержек на доставку и хранение товара (маленькие коробочки можно в большем количестве разместить в транспорте, на складе), увеличили продажи за счёт сотрудничества с магазинами с небольшими складскими помещениями.

IКЕА свои бумажные каталоги делает из вторсырья. Магазин H&M принимает старую одежду, перерабатывает её и производит новую.

— А есть подобные примеры среди российских компаний?

— Для своей диссертации мне необходимо было найти, какие компании в России внедряют экологический менеджмент. Это было в 2013 году. Я искал их по наличию сертификата ISO 14000 (международный стандарт, содержащий требования к системе экологического менеджмента. — Прим. «РО».).

На тот момент в России такие сертификаты имели около 550 компаний, большая часть из них находилась в Москве, Санкт-Петербурге и Республике Татар стан. В настоящее время таких компаний около 700. В основном это представители крупного промышленного бизнеса, а также фирмы, осуществляющие деятельность на международном рынке. При этом наличие сертификата ISO не гарантирует, что в компании действительно внедрена и функционирует система экологического менеджмента. На практике часто возникает ситуация, когда они выдаются посредством того, что приходит бизнес-консультант, проводит определённые действия, заполняет необходимые бумаги и предоставляет их сертифицирующему органу. Такая стратегия не приносит бизнесу эффективности, собственно, как и экологии.

— На предприятиях Ростова встречаются попытки применения экологического менеджмента?

— Могу рассказать о собственном опыте. Я работал в финансовом отделе небольшого завода по производству карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ) (это клейкое вещество с широким спектром применения; его используют в химической, пищевой, нефтегазовой промышленностях). Мы очень много сэкономили на том, что стали перерабатывать упаковку — бумажные мешки, в которых к нам приходило сырьё. Благодаря такой экологической инициативе мы экономили порядка 2 рублей на килограмме готовой продукции. При продаже КМЦ тоннами это была существенная разница. А раньше мы просто эти мешки выкидывали. Также мы используем несколько раз деревянные поддоны, новые не покупаем. Так как мусора стало меньше, стали меньше платить за вывоз ТБО. Мы просто искали выгоду и нашли ее. Всё это чистый менеджмент.

— Каким компаниям проще внедрить экоменеджмент — крупным или малым?

— Конечно, всё зависит от масштаба. В крупном бизнесе эффект более заметен. А в малой компании это может быть больше на философском уровне. Очень часто в таких организациях это зависит от одного сотрудника. Приходит человек, заряженный этой идеей, и предлагает: «давайте собирать макулатуру, давайте печатать на двух сторонах». У нас в офисе (офис агентства интернет-маркетинга, которое возглавляет Роман. — Прим. «РО».) так и начиналось. Я поставил ящик для бумаги. Сначала было непонимание со стороны коллег, мол, зачем спотыкаться об этот мусор. Но потом люди вовлеклись. Собрали, сдали макулатуру, заработали всего 500 рублей. Но мы купили торт в офис, и всем было приятно. А отказавшись от пластиковых стаканов, мы стали покупать более дорогой чай.

— А экоменеджмент можно «внедрить» в домашнее хозяйство?

— Да, экономить можно и дома. Например, я сейчас живу на втором этаже. Окна квартиры затеняют деревья, и днём приходится включать свет. Первое время мы платили около 800 рублей в месяц за электричество. Я поставил энергосберегающие лампочки, которые сами по себе дороже, но горят дольше. Также я научил своих домочадцев выключать свет, когда никого нет в комнате. Теперь мы платим за свет в два раза меньше.

Ещё один пример из моего подъезда. У нас там сутками горит лампочка. Руководство ТСЖ покупало для этого обычные лампочки накаливания по 10 рублей, которые перегорали через несколько дней. В месяц меняли их где-то раз пять. Я купил энергосберегающую лампочку за 80 рублей, и она горела полгода.

— Можно ли экологический менеджмент применять в управлении государствами, городами?

— В европейских странах, таких как Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, экоменеджмент внедрён на государственном уровне. Например, некоторые из этих государств планируют отказаться от невозобновимых источников энергии к 2050 году. Они используют солнечную и водную энергию, ветряки. А вот во Франции, если ты покупаешь жильё и ставишь в нём энергосберегающее оборудование, государство выплачивает субсидию, которая окупает ипотеку. То есть ты экономишь, и тебе ещё за это доплачивают.

— А какова ситуация в России?

— Россия интегрирована в этот процесс. У нас достаточно продуманное законодательство в сфере экологии. Но не хватает, как мне кажется, действенной системы «кнута и пряника». И если штрафы и налоги («кнут») пытаются постоянно ужесточить, то возникает закономерный вопрос, где «пряник»?

Думаю, что мы должны плавно прийти к экоменеджменту. Дело в том, что на Западе в 70-е годы появился менеджмент качества, в 90-е уже стали использовать экологический менеджмент. А у нас был застой, потом «перестройка». Менеджмента как такового не было. Если говорить по-простому, то наши управленцы ещё не доросли до внедрения такой системы управления. При этом всё более активно развивается менеджмент качества, а это явный шаг на пути к повышению конкурентоспособности всего российского бизнеса и экономики страны в целом. Если Россия останется в нормальном финансовом положении, если не грянет кризис, придёт новое поколение, которое будет более ориентировано на экологический подход, а вместе с ним получит и более активное развитие экологический менеджмент. Мы просто должны дойти до этого, нового, этапа.

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ

22.11.2017  Старейший сотрудник Южного федерального университета отмечает 95-летний юбилей

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».