«Ростов официальный»

Как начинались ростовские мостовые

Александр Луцик  № 25 (1178) от 21.06.2017  ИСТОРИЯ
Как начинались ростовские мостовые
По свидетельству исторических документов, в 2017 году исполнилось 190 лет первому проекту мощения камнем ростовских улиц. В 1827 году при главе Александре Садомцеве в городской Думе рассматривалось по этому предмету целое дело. И хотя в силу разных причин проект не был реализован, можно считать этот год точкой отсчёта дорожного строительства в донской столице.

Глядя на современные улицы с твёрдым покрытием, с трудом верится, что так было не всегда. Бездорожье в Ростове существовало вплоть до 40-х годов XIX века, когда началось первое мощение дорог камнем. О том, как это происходило, подробно описано в книге И.А. Кузнецова «Прошлое Ростова», изданной в 1897 году и переизданной в 2002 году. Многие приведённые автором факты могут представлять интерес и сегодня. В том числе для тех, кто любит иронизировать по поводу нынешнего состояния городских дорог.

Нам же представляется любопытным факт, что история возвращается. Первые мостовые Ростова были каменные, и сегодня, спустя без малого два столетия, можно наблюдать, как камень, вытесняя асфальт, возвращается на городские дороги и тротуары. Правда, уже не в виде брусчатки, а в виде специальной дорожной плитки. Первой дорожной артерией, полностью выложенной такой плиткой, станет улица Станиславского, реконструкция которой идёт сегодня полным ходом.

А с чего же всё-таки начиналось мощение ростовских улиц?


«В океане грязи»

На самом деле тема плохих дорог, а точнее, отсутствие таковых, очень волновала наших соотечественников в прежние века. Вот как описывает свои впечатления от увиденного известный в своё время российский и украинский историк, статистик, экономист, этнограф и публицист Аполлон Скальковский, посетивший Ростов в середине XIX века:

«Улицы все правильны и в хорошую погоду кажутся опрятными и весёлыми; зато, когда пойдут дожди и грязь поглотит всё пространство, город мертвеет на многие недели: все сообщения прекращаются, базары пустеют, купцы в лавках по целым дням спят сном непробудным. Лучшим свидетельством этой страшной грязи может служить совершенное отсутствие европейских экипажей, даже наших дрожек. Извозчики и частные лица употребляют особого рода «дроги», покойные войлоком… На бирже найдёте их в Ростове целые сотни, и, по сказанию старожилов, фасон их, введённый в здешних местах при Императрице Анне Иоанновне, до сих пор не изменился: оне одне не тонут в океане ростовской грязи».

Аполлон Скальковский побывал в Ростове через два года после того, как в городе было начато мощение улиц, набережной и съездов к ней. А именно к этим работам приступили в 1844 году, при городском главе Андрее Ященко, спустя 17 лет после первых разговоров о надобности обустройства дорог.

Первой была вымощена камнем улица Таганрогская (ныне — проспект Будённовский) со съездом к Дону, затем работы велись последовательно на улицах Московской (от Таганрогской до Соборной площади) и Почтовой (ул. Станиславского) — от общественного дома, занимаемого Думой, до Богатого источника. Камнем была уложена часть улицы Темерницкой.


Налог на дороги: 12 копеек с подводы

Дорожное строительство с самого начала было делом недешёвым, что также подтверждается историческими источниками.

Финансирование мощения улиц осуществлялось за счёт специального сбора, установленного 28 июня 1843 года и вступившего в силу в 1848 году. Извозчики, привозившие в город товары, обязаны были в каждый свой приезд привозить ещё один воз камня или песка. Этот натуральный сбор можно было заменить при желании денежной повинностью в размере 12 копеек серебром с каждой подводы.

От городских властей требовалось установить контроль над сбором и расходованием собранных средств по назначению, что было сделано не сразу и не в полной мере. В первые годы существования «дорожного» сбора в казну попадали очень незначительные суммы — от 400 до 800 рублей в год. Так продолжалось до 1857 года, пока ростовская Дума не получила «внушение» от вышестоящих органов с требованием усиления надзора за сбором повинности.

Как писал один из ревизоров, проверявших порядок сбора «дорожного налога», контроль за ним осуществлялся простым надзором со стороны назначенного Думой смотрителя, без проверки правильности и полноты сбора.

Принятые руководством города меры помогли приостановить казнокрадство в данной сфере, о чём свидетельствует такой факт: количество денег, собираемых на замощение улиц, выросло до 5 тыс. рублей в год, то есть почти в 10 раз. Хотя историки приводят свидетельства, что доходы эти часто направлялись на другие нужды города, подряды раздавались без торгов, а деньги тратились почти бесконтрольно.

Видимо, поэтому в 1861 году 12-копеечный сбор был отменён, и для всех перевозчиков была установлена, теперь уже безальтернативно, натуральная повинность — один воз камня или песка в каждый приезд.

Вместе с этим Дума инициировала создание комитета, который занимался мощением, и дорожно-строительные работы активизировались.


«Золотой» век дорожного строительства

Настоящий прорыв в мощении ростовских улиц был сделан в 60-е годы XIX века при городском главе Андрее Байкове.

Если за первые 16 лет мостовых работ, с 1844 по 1860 год, было израсходовано на эти цели чуть более 7 тыс. рублей, то с момента вступления Байкова в должность городского головы, всего за три года — с 1861 по 1864, было замощено улиц на 42,8 тыс. рублей.

В 1863 году городские власти впервые обратили внимание на необходимость сооружения тротуаров (до этого пешеходных зон в Ростове не было вообще) и приняли решение начать их обустройство со следующего года. Первые тротуары были сделаны при 52 домах частными лицами, общей протяжённостью 140 погонных сажень (около 300 метров).

Самый мощный удар по бездорожью, как свидетельствуют думские документы, был нанесён ростовской властью в 70-80 годах XIX века. На благоустройство города тогда тратились огромные суммы из бюджета. Так, в 1876 году при общей смете расходов в 472,9 тыс. рублей на благоустройство города было выделено 211,7 тыс. рублей, в том числе на мостовые работы — 191,8 тыс. рублей. А это — 40,5% от всех расходов!

В этот период мостить начали базарные площади, набережную и улицы, ведущие к вокзалу. Но для бюджета такие расходы были разорительны, поэтому местным властям пришлось вводить новые сборы.

Так, в 1872 году ввели сбор на ремонт мостовых, который собирали с владельцев недвижимого имущества, расположенного на замощённых улицах. А с 1882 года начали собирать полукопеечный сбор «с отвозимых за границу товаров в размере не свыше 1/2-коп. с пуда всякого рода товарных грузов». Эти деньги тоже планировалось направить на замощение улиц и ремонт уже построенных мостовых, но инициатива, как нередко бывает, утонула в ведомственно-административных противоречиях.


Дорожные работы по плану

Лишь три года спустя, в 1885 году, городская Дума утвердила план «портовых устройств и замощения площадей и улиц», были приняты и утверждены источники финансирования, в том числе за счёт специальных займов.

В 1891 году на первом очередном собрании городской Думы принимается решение о замощении городских улиц.

Устанавливается порядок очерёдно­сти. В первую очередь планировались работы на поперечных улицах от берега Дона до улицы Большая Садовая; затем — поперечные улицы от Большой Садовой до Степной (Скобелевской, ныне — ул. Красноармейской) и в последнюю очередь — продольные улицы.

После этого работы по мощению улиц и ремонту мостовых стали проводиться регулярно, хотя и не такими темпами, какими требовалось для города и его жителей — ростовцев.

С развитием Ростова и появлением новых улиц проблема строительства дорог с твёрдым покрытием не снималась с повестки дня. Остаётся она актуальной и сегодня.

По данным департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения, на сегодняшний день в Ростове насчитывается свыше 2,5 тысяч улиц и переулков, из них около 700 улиц не имеют твёрдого покрытия. В 2017 году на дорожное строительство и ремонт дорог в донской столице планируется направить из федерального и областного бюджетов более 4,4 млрд рублей.

На снимках: на почтовых открытках XIX века запечатлены моменты работ по замощению булыжным камнем ростовских улиц; первой улицей современного Ростова, полностью выложенной дорожной плиткой, станет после завершения реконструкции улица Станиславского

Открытка с сайта meotyda.ru, фото Василия Редько

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ

23.11.2017  Театральный форум «Золотой Витязь» временно переместится в Ростов

23.11.2017  Семь фонтанов отремонтируют в Ростове

23.11.2017  Девять незаконных сбросов в Темерник ликвидировали

23.11.2017  Вторая площадка для выгула собак открылась в Ростове

22.11.2017  Старейший сотрудник Южного федерального университета отмечает 95-летний юбилей

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 47 (1200) от 22.11.2017

Ростовская-на-Дону городская Дума

•  Проект решения «Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

•  Постановление от 21.11.2017 № 87 «О проведении публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенной западнее продолжения пер. Деревянко от ул. Амбулаторная до северной границы земельного участка с КН 61:44:0062631:3»

•  Постановление от 21.11.2017 № 88 «О проведении публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах: ул. Ткачева — пр-кт Маршала Жукова — существующие сады»

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление от 10.11.2017 № 1122 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 04.12.2015 № 1191 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма, гармонизация межнациональных отношений» (ред. от 13.06.2017)»

•  Постановление от 16.11.2017 № 1170 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 27.11.2015 № 1160 «Об установлении тарифов на платные услуги, предоставляемые Муниципальным бюджетным учреждением «Городской автотранспортный центр здравоохранения города Ростова-на-Дону»

•  Постановление от 16.11.2017 № 1174 «О разрешении Акционерному обществу «Ростовское» подготовки документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в районе Ростовского моря (корректировка)»

•  Постановление от 17.11.2017 № 1175 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 30.09.2014 № 1130 «Об утверждении муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Ростова-на-Дону» (ред. от 19.07.2017)»

•  Постановление от 17.11.2017 № 1177 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 09.06.2014 № 645 «Об утверждении Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону»

•  Постановление от 20.11.2017 № 1180 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 24.02.2016 № 165 «Об утверждении административного регламента № АР-315-20-Т муниципальной услуги «Приобретение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, по результатам аукциона по продаже земельного участка либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» (ред. от 04.04.2017)»

•  Постановление от 20.11.2017 № 1182 «О разрешении Закрытому акционерному обществу «Инженерный центр «Интеллект» подготовки документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта: «Модернизация тепловых сетей от РК-2. Строительство перемычки от ТК-435 до ТК-422/29. Строительство перемычки от ТК-433 до ТК-422/17-6»

•  Постановление от 20.11.2017 № 1184 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 12.09.2016 № 1285 «О подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) по ул. Юфимцева, ул. Мечникова для размещения линейного объекта: «Водоснабжение жилой застройки в квартале ул. Юфимцева — ул. Мечникова»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Итоги продажи имущества посредством публичного предложения № 501 Д, проведенной 13 ноября 2017 г.

•  Итоги открытого аукциона № 502 Д, проведенного 17 ноября 2017 г.

Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону

•  Распоряжение от 15.11.2017 № 97 «О временном ограничении движения транспортных средств по ул. 1-я Линия»

•  Распоряжение от 17.11.2017 № 98 «О временном прекращении движения транспортных средств по ул. Матросова и пер. Бойцовский»

Публичные слушания

•  Сообщение о проведении публичных слушаний по проекту бюджета города Ростова-на-Дону на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

•  Заключение о результатах публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории (корректировка) и проект межевания территории) X расчетно-градостроительного района центральной части города Ростова-на-Дону в границах: южная граница земельного участка с КН 61:44:0050410:7 — пер. Халтуринский — северная граница существующих земельных участков — восточная граница земельного участка с КН 61:44:0050419:7

•  Программа проведения публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах: ул. Ткачева — пр-кт Маршала Жукова — существующие сады

•  Программа проведения публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенной западнее продолжения пер. Деревянко от ул. Амбулаторная до северной границы земельного участка с КН 61:44:0062631:3

Территориальная избирательная комиссия Cоветского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».