«Ростов официальный»

История о том, как Ростов мог стать первым «троллейбусным городом» страны

Татьяна Тулуманова  № 25 (1178) от 21.06.2017  ИСТОРИЯ
История о том, как Ростов мог стать первым «троллейбусным городом» страны
«Рогатый», «тролик», «тролль» — каких только прозвищ он не удостоился от горожан. Мы с друзьями в детстве называли его ласково — «ишачок». Это всё о нём, о троллейбусе.

18 июня 1936 года в Ростове была открыта первая троллейбусная линия. По какому маршруту ходил первый троллейбус и существует ли этот маршрут до сих пор, как Ростов чуть не стал первым «троллейбусным городом» страны и когда была «золотая пора» этого вида транспорта? Об этом я спросила краеведа, исследователя истории городского транспорта Геннадия БЕЛЕНЬКОГО.

На интервью на Сельмаш я еду в троллейбусе № 1. Раньше я не задумывалась, что номер один он — в самом прямом смысле. Это и был первый маршрут в городе. Только сначала он ходил до Сельмаша от Театральной площади, но уже 6 ноября 1936 года маршрут продлили до железнодорожного вокзала.


Самодельный троллейбус

— История троллейбуса в Ростове начинается гораздо раньше, — говорит Геннадий Беленький. — Уже в конце 1932 года по предложению инженера управления ростовского трамвая Соболева началась сборка опытного пассажирского троллейбуса. Его переоборудовали из старого автобуса. В 1933 году он «бегал» по уникальной экспериментальной 700-метровой троллейбусной линии, проложенной по улице 1-й Степной (ныне — Ченцова) от 14-й до 26-й Линии.

О заключительных испытаниях опытного троллейбуса был составлен подробный акт, в котором говорилось, что «испытание доказало реальную возможность получения благоприятных результатов и возможность устройства опытной линии для перевозки пассажиров».

Этот факт краевед узнал, когда в 2001 году писал книгу «Маршрутом из прошлого в будущее», посвящённую истории городского транспорта.

— В государственном архиве Ростовской области мы с моим коллегой, бывшим начальником Ростовского трамвайно-троллейбусного управления Николаем Редьковым нашли документы, подтверждающие удивительный факт: Ростов вполне мог стать первым «троллейбусным городом» страны, потому что постройка опытной машины началась здесь раньше, чем в Москве. Сегодня этот факт подтверждён в Большой российской энциклопедии. Но в Ростове всё делалось так медленно, что москвичи и киевляне обогнали нас, пустив свои пассажирские троллейбусные линии раньше. Наш город стал только третьим «троллейбусным городом» в СССР. Примечательно, что Ростов «обогнал» Ленинград. В северной столице троллейбусы пустили только спустя четыре месяца.


«Мичуринский гибрид трамвая и автобуса»

По словам Геннадия Беленького, проектирование и строительство первой большой, десятикилометровой, троллейбусной трассы от железнодорожного вокзала до Сельмаша начались в 1934 году. Первые три троллейбуса (это были ЛК-5) прибыли в Ростов из Киева. А первые пассажиры просто хотели прокатиться на «мичуринском гибриде трамвая и автобуса», как шутили тогда в газетах. Стоимость проезда была установлена в 30 копеек. Как сообщала 20 июня 1936 года газета «Молот», за первый день работы троллейбуса было перевезено 4387 пассажиров.

Машина была рассчитана на 55 пассажиров. 37 человек могли ехать сидя. Автоматических дверей не было. Заднюю «ширмовую» двухстворчатую открывал кондуктор, а переднюю одностворчатую — водитель. Этот троллейбус развивал скорость до 55 километров в час. Были в нём калорифер для отопления в холодное время года и вентиляторы для проветривания летом. В салоне имелись даже сетки для багажа. Позднее Ростов стал закупать троллейбусы Ярославского завода. Интересно, что в самом Ярославле троллейбусного движения не было вплоть до 1949 года. Выглядели они проще и не имели шарма киевских «братьев», но ходовые качества у них были хорошие.


До войны и после

— Когда в Ростове открылась первая троллейбусная линия, были сняты трамвайные пути с улицы Энгельса (ныне — Большая Садовая) от проспекта Будённовского до Театрального. Да-да, до этого времени прямо по центру главной улицы города ходили трамваи, — рассказывает краевед. — Перед войной по Ростову «бегали» 24 троллейбуса. За год по двум маршрутам («Железнодорожный вокзал — Сельмаш» и «Железнодорожный вокзал — площадь К. Маркса») перевозилось в среднем 15 миллионов человек. Был открыт троллейбусный парк на 20-й Линии (он есть там до сих пор. — Прим. авт.). Первые месяцы во время войны троллейбусы работали, только на их окнах появились шторки, а на фонарях — «насадки», чтобы транспорт нельзя было увидеть с воздуха. А 24 октября 1942 года, когда бомба разрушила подстанцию № 1 на Красноармейской (в районе нынешней Гвардейской площади), город остался без троллейбусов. Движение восстановилось в начале 1942 года, но ненадолго. Немецкие оккупанты города уничтожили большую часть «рогатого автопарка», вывезли 18 из 19,5 километров контактного провода — фактически троллейбус надо было строить заново.

Это покажется странным, но значительный вклад в восстановление троллейбусного парка внёс авиационный завод (нынешний «Роствертол»). Здесь была специальная техника для ремонта троллейбусов. Полное восстановление довоенной трассы завершилось в 1946 году.

— А уже через два года Ростов начал получать троллейбусы Тушинского машиностроительного завода — МТБ. 20 лет они «властвовали» на улицах дон­ской столицы, — говорит Геннадий Беленький. — И песня Булата Окуджавы «Полночный троллейбус» именно об этих синих троллейбусах. Помните: «Когда мне невмочь пересилить беду, Когда подступает отчаянье, Я в синий троллейбус сажусь на ходу, В последний, в случайный»…


«Золотая пора»

По словам ростовского исследователя городского транспорта, «рывок» в развитии троллейбуса произошёл во второй половине 50-х годов. Появились новые маршруты: «Железнодорожный вокзал — завод «Красный Аксай» (ул. 37-я Линия, 95), «Улица Суворова — Каменка», «Заводоуправление «Ростсельмаша» — посёлок имени Чкалова» и др. Троллейбусная сеть с 19 километров выросла до 54. Дальнейшее развитие этого вида транспорта связано со строительством и заселением Западного жилого массива: был создан маршрут от Центрального рынка до ГПЗ-10.

— Но самая «золотая пора» для троллейбуса в Ростове — 70-е годы. Буквально каждый год в донской столице вводились в строй новые линии и маршруты. Только с 1972 по 1975 год троллейбусная сеть выросла со 108 километров до 195, а количество маршрутов — с восьми до 18. К концу 80-х годов троллейбусная система Ростова, имевшая 242-километровую сеть, 23 маршрута и перевозившая ежегодно около 130 миллионов пассажиров, входила в число десяти крупнейших систем безрельсового электрического транспорта СССР. Если говорить о России, то Ростов уступал только трём городам: Москве, Ленинграду и Новосибирску. Было время, когда в нашем троллейбусном парке было около 300 машин, — рассказывает краевед.

Но в 90-х люди стали чаще пользоваться автобусами, старых вагонов списывалось больше, чем поступало новых, во время экономического кризиса поднялись цены на подвижной состав, запчасти, электроэнергию.


Романтика и шесть маршрутов

— К августу 1998 года реально функционировали 10 маршрутов. Сегодня их и того меньше: всего шесть. От железнодорожного вокзала на троллейбусе сейчас можно уехать до Сельмаша по улице Большой Садовой и по Красноармейской (№ 1 и № 5), до 35-й Линии (№ 2) и до посёлка Александровка (№ 22), а от Центрального рынка — до площади Королёва (№ 6). Маршрут № 12 «Центральный рынок — ГПЗ-10» временно приостановлен из-за ремонта дороги на площади 5-го Донского корпуса, — говорит краевед. — Осталось 55 машин. К сожалению, сегодня троллейбус утратил позиции в общей структуре городского транспорта.

Но для многих ростовчан, в том числе и для меня, троллейбус — любимый вид транспорта. Есть в нём какая-то необъяснимая романтика.

— Мало кто пишет стихотворения про автобус, а вот про троллейбус и про трамвай их немало, — соглашается Геннадий Беленький. — Наверное, есть в них, скользящих по устремлённым вдаль проводам, какая-то непознанная тайна. Надеюсь, этот романтический-электрический вид транспорта переживёт в Ростове второе рождение.

До конца 2017 года для Ростова будут закуплены новые электробусы — это троллейбусы без «рогов», то есть штанговых токоприёмников. А к вопросу о ремонте контактной сети троллейбусов и обновлении троллейбусного парка решено вернуться после чемпионата мира по футболу, который пройдёт в 2018 году.

Фото Василия Редько и из книги Г.Л. Беленького, Н.Н. Редькова, И.В. Политики «Троллейбус — родом из Ростова». Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2006. — 96 с.

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ

23.11.2017  Театральный форум «Золотой Витязь» временно переместится в Ростов

23.11.2017  Семь фонтанов отремонтируют в Ростове

23.11.2017  Девять незаконных сбросов в Темерник ликвидировали

23.11.2017  Вторая площадка для выгула собак открылась в Ростове

22.11.2017  Старейший сотрудник Южного федерального университета отмечает 95-летний юбилей

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 47 (1200) от 22.11.2017

Ростовская-на-Дону городская Дума

•  Проект решения «Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

•  Постановление от 21.11.2017 № 87 «О проведении публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенной западнее продолжения пер. Деревянко от ул. Амбулаторная до северной границы земельного участка с КН 61:44:0062631:3»

•  Постановление от 21.11.2017 № 88 «О проведении публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах: ул. Ткачева — пр-кт Маршала Жукова — существующие сады»

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление от 10.11.2017 № 1122 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 04.12.2015 № 1191 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма, гармонизация межнациональных отношений» (ред. от 13.06.2017)»

•  Постановление от 16.11.2017 № 1170 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 27.11.2015 № 1160 «Об установлении тарифов на платные услуги, предоставляемые Муниципальным бюджетным учреждением «Городской автотранспортный центр здравоохранения города Ростова-на-Дону»

•  Постановление от 16.11.2017 № 1174 «О разрешении Акционерному обществу «Ростовское» подготовки документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в районе Ростовского моря (корректировка)»

•  Постановление от 17.11.2017 № 1175 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 30.09.2014 № 1130 «Об утверждении муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Ростова-на-Дону» (ред. от 19.07.2017)»

•  Постановление от 17.11.2017 № 1177 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 09.06.2014 № 645 «Об утверждении Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону»

•  Постановление от 20.11.2017 № 1180 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 24.02.2016 № 165 «Об утверждении административного регламента № АР-315-20-Т муниципальной услуги «Приобретение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, по результатам аукциона по продаже земельного участка либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» (ред. от 04.04.2017)»

•  Постановление от 20.11.2017 № 1182 «О разрешении Закрытому акционерному обществу «Инженерный центр «Интеллект» подготовки документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта: «Модернизация тепловых сетей от РК-2. Строительство перемычки от ТК-435 до ТК-422/29. Строительство перемычки от ТК-433 до ТК-422/17-6»

•  Постановление от 20.11.2017 № 1184 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 12.09.2016 № 1285 «О подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) по ул. Юфимцева, ул. Мечникова для размещения линейного объекта: «Водоснабжение жилой застройки в квартале ул. Юфимцева — ул. Мечникова»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Итоги продажи имущества посредством публичного предложения № 501 Д, проведенной 13 ноября 2017 г.

•  Итоги открытого аукциона № 502 Д, проведенного 17 ноября 2017 г.

Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону

•  Распоряжение от 15.11.2017 № 97 «О временном ограничении движения транспортных средств по ул. 1-я Линия»

•  Распоряжение от 17.11.2017 № 98 «О временном прекращении движения транспортных средств по ул. Матросова и пер. Бойцовский»

Публичные слушания

•  Сообщение о проведении публичных слушаний по проекту бюджета города Ростова-на-Дону на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

•  Заключение о результатах публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории (корректировка) и проект межевания территории) X расчетно-градостроительного района центральной части города Ростова-на-Дону в границах: южная граница земельного участка с КН 61:44:0050410:7 — пер. Халтуринский — северная граница существующих земельных участков — восточная граница земельного участка с КН 61:44:0050419:7

•  Программа проведения публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах: ул. Ткачева — пр-кт Маршала Жукова — существующие сады

•  Программа проведения публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенной западнее продолжения пер. Деревянко от ул. Амбулаторная до северной границы земельного участка с КН 61:44:0062631:3

Территориальная избирательная комиссия Cоветского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».