«Ростов официальный»

История о том, как Ростов мог стать первым «троллейбусным городом» страны

Татьяна Тулуманова  № 25 (1178) от 21.06.2017  ИСТОРИЯ
История о том, как Ростов мог стать первым «троллейбусным городом» страны
«Рогатый», «тролик», «тролль» — каких только прозвищ он не удостоился от горожан. Мы с друзьями в детстве называли его ласково — «ишачок». Это всё о нём, о троллейбусе.

18 июня 1936 года в Ростове была открыта первая троллейбусная линия. По какому маршруту ходил первый троллейбус и существует ли этот маршрут до сих пор, как Ростов чуть не стал первым «троллейбусным городом» страны и когда была «золотая пора» этого вида транспорта? Об этом я спросила краеведа, исследователя истории городского транспорта Геннадия БЕЛЕНЬКОГО.

На интервью на Сельмаш я еду в троллейбусе № 1. Раньше я не задумывалась, что номер один он — в самом прямом смысле. Это и был первый маршрут в городе. Только сначала он ходил до Сельмаша от Театральной площади, но уже 6 ноября 1936 года маршрут продлили до железнодорожного вокзала.


Самодельный троллейбус

— История троллейбуса в Ростове начинается гораздо раньше, — говорит Геннадий Беленький. — Уже в конце 1932 года по предложению инженера управления ростовского трамвая Соболева началась сборка опытного пассажирского троллейбуса. Его переоборудовали из старого автобуса. В 1933 году он «бегал» по уникальной экспериментальной 700-метровой троллейбусной линии, проложенной по улице 1-й Степной (ныне — Ченцова) от 14-й до 26-й Линии.

О заключительных испытаниях опытного троллейбуса был составлен подробный акт, в котором говорилось, что «испытание доказало реальную возможность получения благоприятных результатов и возможность устройства опытной линии для перевозки пассажиров».

Этот факт краевед узнал, когда в 2001 году писал книгу «Маршрутом из прошлого в будущее», посвящённую истории городского транспорта.

— В государственном архиве Ростовской области мы с моим коллегой, бывшим начальником Ростовского трамвайно-троллейбусного управления Николаем Редьковым нашли документы, подтверждающие удивительный факт: Ростов вполне мог стать первым «троллейбусным городом» страны, потому что постройка опытной машины началась здесь раньше, чем в Москве. Сегодня этот факт подтверждён в Большой российской энциклопедии. Но в Ростове всё делалось так медленно, что москвичи и киевляне обогнали нас, пустив свои пассажирские троллейбусные линии раньше. Наш город стал только третьим «троллейбусным городом» в СССР. Примечательно, что Ростов «обогнал» Ленинград. В северной столице троллейбусы пустили только спустя четыре месяца.


«Мичуринский гибрид трамвая и автобуса»

По словам Геннадия Беленького, проектирование и строительство первой большой, десятикилометровой, троллейбусной трассы от железнодорожного вокзала до Сельмаша начались в 1934 году. Первые три троллейбуса (это были ЛК-5) прибыли в Ростов из Киева. А первые пассажиры просто хотели прокатиться на «мичуринском гибриде трамвая и автобуса», как шутили тогда в газетах. Стоимость проезда была установлена в 30 копеек. Как сообщала 20 июня 1936 года газета «Молот», за первый день работы троллейбуса было перевезено 4387 пассажиров.

Машина была рассчитана на 55 пассажиров. 37 человек могли ехать сидя. Автоматических дверей не было. Заднюю «ширмовую» двухстворчатую открывал кондуктор, а переднюю одностворчатую — водитель. Этот троллейбус развивал скорость до 55 километров в час. Были в нём калорифер для отопления в холодное время года и вентиляторы для проветривания летом. В салоне имелись даже сетки для багажа. Позднее Ростов стал закупать троллейбусы Ярославского завода. Интересно, что в самом Ярославле троллейбусного движения не было вплоть до 1949 года. Выглядели они проще и не имели шарма киевских «братьев», но ходовые качества у них были хорошие.


До войны и после

— Когда в Ростове открылась первая троллейбусная линия, были сняты трамвайные пути с улицы Энгельса (ныне — Большая Садовая) от проспекта Будённовского до Театрального. Да-да, до этого времени прямо по центру главной улицы города ходили трамваи, — рассказывает краевед. — Перед войной по Ростову «бегали» 24 троллейбуса. За год по двум маршрутам («Железнодорожный вокзал — Сельмаш» и «Железнодорожный вокзал — площадь К. Маркса») перевозилось в среднем 15 миллионов человек. Был открыт троллейбусный парк на 20-й Линии (он есть там до сих пор. — Прим. авт.). Первые месяцы во время войны троллейбусы работали, только на их окнах появились шторки, а на фонарях — «насадки», чтобы транспорт нельзя было увидеть с воздуха. А 24 октября 1942 года, когда бомба разрушила подстанцию № 1 на Красноармейской (в районе нынешней Гвардейской площади), город остался без троллейбусов. Движение восстановилось в начале 1942 года, но ненадолго. Немецкие оккупанты города уничтожили большую часть «рогатого автопарка», вывезли 18 из 19,5 километров контактного провода — фактически троллейбус надо было строить заново.

Это покажется странным, но значительный вклад в восстановление троллейбусного парка внёс авиационный завод (нынешний «Роствертол»). Здесь была специальная техника для ремонта троллейбусов. Полное восстановление довоенной трассы завершилось в 1946 году.

— А уже через два года Ростов начал получать троллейбусы Тушинского машиностроительного завода — МТБ. 20 лет они «властвовали» на улицах дон­ской столицы, — говорит Геннадий Беленький. — И песня Булата Окуджавы «Полночный троллейбус» именно об этих синих троллейбусах. Помните: «Когда мне невмочь пересилить беду, Когда подступает отчаянье, Я в синий троллейбус сажусь на ходу, В последний, в случайный»…


«Золотая пора»

По словам ростовского исследователя городского транспорта, «рывок» в развитии троллейбуса произошёл во второй половине 50-х годов. Появились новые маршруты: «Железнодорожный вокзал — завод «Красный Аксай» (ул. 37-я Линия, 95), «Улица Суворова — Каменка», «Заводоуправление «Ростсельмаша» — посёлок имени Чкалова» и др. Троллейбусная сеть с 19 километров выросла до 54. Дальнейшее развитие этого вида транспорта связано со строительством и заселением Западного жилого массива: был создан маршрут от Центрального рынка до ГПЗ-10.

— Но самая «золотая пора» для троллейбуса в Ростове — 70-е годы. Буквально каждый год в донской столице вводились в строй новые линии и маршруты. Только с 1972 по 1975 год троллейбусная сеть выросла со 108 километров до 195, а количество маршрутов — с восьми до 18. К концу 80-х годов троллейбусная система Ростова, имевшая 242-километровую сеть, 23 маршрута и перевозившая ежегодно около 130 миллионов пассажиров, входила в число десяти крупнейших систем безрельсового электрического транспорта СССР. Если говорить о России, то Ростов уступал только трём городам: Москве, Ленинграду и Новосибирску. Было время, когда в нашем троллейбусном парке было около 300 машин, — рассказывает краевед.

Но в 90-х люди стали чаще пользоваться автобусами, старых вагонов списывалось больше, чем поступало новых, во время экономического кризиса поднялись цены на подвижной состав, запчасти, электроэнергию.


Романтика и шесть маршрутов

— К августу 1998 года реально функционировали 10 маршрутов. Сегодня их и того меньше: всего шесть. От железнодорожного вокзала на троллейбусе сейчас можно уехать до Сельмаша по улице Большой Садовой и по Красноармейской (№ 1 и № 5), до 35-й Линии (№ 2) и до посёлка Александровка (№ 22), а от Центрального рынка — до площади Королёва (№ 6). Маршрут № 12 «Центральный рынок — ГПЗ-10» временно приостановлен из-за ремонта дороги на площади 5-го Донского корпуса, — говорит краевед. — Осталось 55 машин. К сожалению, сегодня троллейбус утратил позиции в общей структуре городского транспорта.

Но для многих ростовчан, в том числе и для меня, троллейбус — любимый вид транспорта. Есть в нём какая-то необъяснимая романтика.

— Мало кто пишет стихотворения про автобус, а вот про троллейбус и про трамвай их немало, — соглашается Геннадий Беленький. — Наверное, есть в них, скользящих по устремлённым вдаль проводам, какая-то непознанная тайна. Надеюсь, этот романтический-электрический вид транспорта переживёт в Ростове второе рождение.

До конца 2017 года для Ростова будут закуплены новые электробусы — это троллейбусы без «рогов», то есть штанговых токоприёмников. А к вопросу о ремонте контактной сети троллейбусов и обновлении троллейбусного парка решено вернуться после чемпионата мира по футболу, который пройдёт в 2018 году.

Фото Василия Редько и из книги Г.Л. Беленького, Н.Н. Редькова, И.В. Политики «Троллейбус — родом из Ростова». Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2006. — 96 с.

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ворошиловский мост торжественно открыли в Ростове

23.09.2017  Ворошиловский мост торжественно открыли в Ростове

20.09.2017  Худрук ростовского театра Горького Александр Пудин объявил о своём уходе

16.09.2017  Фоторепортаж с начала празднования Дня города

14.09.2017  Двухэтажный поезд начал курсировать по маршруту «Ростов-Адлер»

14.09.2017  Первый в регионе ресурсный центр по сопровождению детей-аутистов открылся в Ростове

13.09.2017  Фестиваль студенческого спорта «Буревестник» стартовал в Ростове

12.09.2017  Монтаж информационного табло начался на «Ростов-Арене»

05.09.2017  Широкомасштабная профориентационная акция для жителей донского региона пройдёт в Ростове

01.09.2017  Общегородской субботник перенесли на 9 сентября

01.09.2017  Самая большая школа в Ростовской области открылась в донской столице в День знаний

01.09.2017  Обновлённый гребной канал начнет работу в декабре

30.08.2017  Штормовое предупреждение объявлено в Ростовской области

30.08.2017  Новый утренний городской поезд доставит ростовчан на главный железнодорожный вокзал

29.08.2017  Типография «Молот» переедет, но недалеко, на её месте появится гипермаркет стройматериалов

29.08.2017  Ростовская область получит деньги на ликвидацию последствий пожара в Ростове

28.08.2017  Школьные принадлежности для пострадавших от пожара детей прибыли в Ростов из Татарстана

25.08.2017  BRIDGE of ARTS вошёл в Европейскую ассоциацию кинофестивалей ECFA

25.08.2017  Съёмки трёх фильмов начнутся в Ростовской области в этом году

25.08.2017  Ремонт моста на Стачки будет полностью завершён с 30 на 31 августа

25.08.2017  Родственникам погибшего на пожаре ростовчанина выплатят 1,5 млн рублей

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 38 (1191) от 20.09.2017

Ростовская-на-Дону городская Дума

•  Решение от 12.09.2017 № 390 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

•  Постановление от 19.09.2017 № 66 «О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «гостиницы» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Тельмана, 130/140»

•  Постановление от 19.09.2017 № 67 «О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «предприятия общественного питания» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Немировича-Данченко, 75/5»

•  Постановление от 19.09.2017 № 68 «О проведении публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах: ул. Оганова — ул. Таганрогская — южная граница земельного участка с КН 61:44:0000000:1228»

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление от 11.09.2017 № 861 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Левобережная, для строительства аквапарка»

•  Постановление от 11.09.2017 № 863 «Об утверждении административного регламента № АР-026-04 муниципальной услуги «Перевод жилого помещения нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение»

•  Постановление от 11.09.2017 № 864 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Ростовского городского лесничества»

•  Постановление от 11.09.2017 № 870 «О внесении изменений в концессионное соглашение от 22.08.2013 № 1 «О проектировании, строительстве и эксплуатации выставочного павильона и пяти павильонов-кафе, реконструкции и эксплуатации трех участков гидротехнического сооружения, содержании и эксплуатации земельного участка, а также по уходу, модернизации (капитальному ремонту) технологически связанного с ним имущества по ул. Береговая в г. Ростове-на-Дону» (ред. от 23.06.2017)»

•  Постановление от 11.09.2017 № 872 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 13.07.2016 № 950 «О подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта: «Канализационная сеть по ул. Гайдара, ул. Возрождения г. Ростова-на-Дону»

•  Постановление от 13.09.2017 № 879 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 13.07.2016 № 951 «О подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта: «Канализование ул. Липецкая, ул. Тамбовская г. Ростова-на-Дону»

•  Постановление от 13.09.2017 № 880 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, имеющего адресный ориентир: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский район, ул. Фурмановская, 152, для размещения автостоянки плоскостной»

•  Постановление от 13.09.2017 № 881 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей муниципальных учреждений города Ростова-на-Дону»

•  Постановление от 13.09.2017 № 891 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, город Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 93, в связи с признанием многоквартирного жилого дома грозящим обвалом»

•  Постановление от 13.09.2017 № 887 «О разрешении Жигалкину Дмитрию Сергеевичу подготовки документации по планировке территории (проект межевания территории) VII расчетно-градостроительного района центральной части города Ростова-на-Дону в границах: ул. Пушкинская — пр-кт Соколова — границы существующих земельных участков»

Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону

•  Распоряжение от 14.09.2017 № 82 «О временном ограничении движения транспортных средств по ул. Малиновского»

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону

•  Программа проведения публичных слушаний по документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах: ул. Оганова — ул. Таганрогская — южная граница земельного участка с КН 61:44:0000000:1228

•  Сообщение комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «предприятия общественного питания» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Немировича-Данченко, 75/5

•  Сообщение комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «гостиницы» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Тельмана, 130/140

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».